Интервью

Игорь Брызгунов. Энергетика будущего.

Игорь Брызгунов. Энергетика будущего.
Источник фото: http://energyland.info/

Игорь Брызгунов. Энергетика будущего.

Российская ассоциация ветроиндустрии, Президент

С каждым годом глобальная энергетика все больше прирастает за счет ветрогенерации. В России процесс развития ветропарков пока существенно отстает. Но, возможно, в ближайшем будущем ситуация изменится. На вопросы EnergyLand.info отвечает Игорь Брызгунов, президент Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ).

 

— Игорь Михайлович, согласно программе развития альтернативной энергетики, принятой Правительством РФ, планируется увеличение доли ВИЭ в энергобалансе страны до 4,5% к 2020 г. Какой вклад при этом отводится ветроэнергетике? 

— Ветроэнергетика сегодня — наиболее коммерциализированный источник возобновляемой энергии с развитой инфраструктурой девелопмента, проектирования и строительства генерирующих мощностей, производства оборудования и финансирования проектов. По этой причине и принимая во внимание значительный ветропотенциал и территорию России, мы отводим ветроэнергетике долю до 70% от обозначенных постановлением 1-р объемов производства энергии на ВИЭ к 2020 г.
— Сегодня суммарная мощность электроэнергии, вырабатываемой за счет энергии ветра, в нашей стране очень мала в сравнении с другими странами. Какова эта цифра, по вашей оценке?
— Ветроэнергетический рынок в России находится в стадии зарождения, но уже сегодня в стране есть более 2 000 МВт ветропарков на различной стадии готовности. По осторожному прогнозу, до 5 000 МВт могут быть введены до 2015 г. при условии, что в 2012 г. будет утвержден пакет нормативной документации к поправкам к ФЗ-35 о поддержке ВИЭ через т.н. ДПМ — договоры поставки мощности.
Глобально же российский ветроэнергетический рынок оценивается экспертным сообществом как рынок «номер один».
— Насколько популярны ветроэнергетические установки у частного потребителя? Сопоставима ли их суммарная мощность с мощностями имеющихся в стране ветропарков?
— Малая ветроэнергетика — самостоятельный рынок, решающий проблемы энергоснабжения потребителей, удаленных от центрального энергоснабжения или испытывающих в силу разных причин сложности в нем. Сегодня он также находится в стадии развития, но в силу меньшей зависимости от законодательных решений более развит. В России у различных групп потребителей сегодня находятся в эксплуатации несколько сотен малых ветрогенераторов, ветродизельных и ветросолнечных установок. Как правило, их мощность составляет от единиц до сотни киловатт.
Ветропарки же как системы производства электроэнергии для передачи энергии в сети включены в инфраструктуру «большой» энергетики. Они имеют другую целевую группу, и единичная мощность оборудования в них составляет от единиц до нескольких десятков и сотен тысяч киловатт.
— Какой тип конструкции ветрогенератора вы считаете наиболее перспективным?
— Это зависит от того, для каких целей предназначен ветрогенератор. Если мы решаем проблему энергоснабжения сверхмалых потребителей — приборов наблюдения, навигации и прочее, то это ветрогенераторы с вертикальной осью и несколькими лопастями. Если мы решаем проблему энергоснабжения фермерского хозяйства и подобных малых потребителей — это ветрогенераторы с горизонтальной осью и тремя лопастями, без регулирования угла атаки. В больших ветроэнергетических системах сегодня в 99 % случаев преобладают ветрогенераторы мощностью от 2 до 3 МВт с горизонтальной осью, тремя лопастями и регулированием угла атаки.
— Можно ли говорить о том, что российские ветропарки, в большинстве своем, используют ветрогенераторы импортного производства? С чем это связано?
— Зарубежный ветроэнергетический рынок сегодня наиболее развит, и игроки на нем в Европе и Америке имеют не только технологическое, но и компетенционное превосходство. Это факт. Но с развитием российского рынка в него включаются не только частные компании — участники малого ветроэнергетического рынка, но и государство в лице своих корпораций.
Сегодня широко известны намерения ГК «Росатом» стать не только российским, но и глобальным игроком на этом рынке в качестве производителя оборудования и строителя генерирующих мощностей. Известны также намерения ГК «Ростехнологии» и РусГидро принять активное участие в производстве и девелопменте ветропарков.
Развитие российского рынка невозможно без активного участия отечественных производителей энергомашиностроительного комплекса, а импорт оборудования на начальной стадии развития — логичная практика.
— От каких факторов зависит дальнейшее развитие производства ветрогенераторов в России? Насколько оптимистичный прогноз вы готовы дать?
— Производство ветрогенераторов в России сегодня зависит от того, насколько быстро будет развиваться строительство и ввод ветропарков в стране, а это зависит в первую очередь, как я говорил, от темпов подготовки консультантов, согласования и принятия Правительством нормативно-правовой документации по поддержке ВИЭ. Возобновляемая энергетика уже стала частью энергетической стратегии России, принятой Министерством энергетики, и будем надеяться, что в этом или начале следующего года процесс создания необходимой нормативно-правовой базы будет завершен.
Государство уже сказало «да» возобновляемой энергетике, и последовательность решений по развитию этого направления, логическое восприятие ВИЭ как энергетики будущего будут сохранены.

Комментарии запрещены.

Другие интервью

Смотреть все