Описание фазного ротора
Асинхронный двигатель с фазным ротором широко применяется как в быту, так и на производстве. Ниже рассмотрено, что из себя представляет АД, каковы его конструкция и принцип функционирования, какую схему использовать для подключения и пуска.
Содержание
Что такое АД с фазным ротором
Асинхронную машину изобрели в 1888 г., когда практически одновременно Н. Тесла запатентовал схему электромотора, а Г. Феррарис написал теоретическую статью о принципах функционирования АД. Год спустя похожая установка была изобретена и русским ученым О. Доливо-Добровольским, в которой использовалась трехфазная обмотка.
Эти изобретения стали революционными в мировой промышленности, и по сей день многофазные АД применяются в большинстве сфер жизни: от бытовых задач до массивных производств. Революция произошла благодаря конструкции мотора, обеспечивающей большую эффективность работы. Отныне все действия на производствах осуществлялись быстрее и с меньшими затратами.
К сведению! Именно прототип Доливо-Добровольского дал начало всем существующим сегодня АД.
Технические параметры
Асинхронная машина обладает следующими техническими характеристиками:
- габариты и мощность. Они должны равняться приведенным в техрегламенте;
- степень защиты. При эксплуатации в разных условиях требуется различный уровень защиты. Машина может работать на улице или в помещениях, в зависимости от этого требуется определенный уровень защиты;
- хорошая степень изоляции. Нужно, чтобы мотор был устойчив нагреванию;
- вид. Существуют различные типы асинхронных машин, предназначенные для эксплуатации в экстремальных погодных условиях, при очень низких или высоких температурах (в холодной местности на севере или на жаркой территории на юге). Необходимо, чтобы устройство двигателя соответствовало окружающим условиям;
- абсолютное соответствие режимам работы (на практике и в теории);
- система охлаждения, работающая согласно конкретному режиму;
- громкость работы при холостом включении не должна превышать второй класс.
Как работает
Принцип функционирования электродвигателя с фазным ротором основан на магнитном поле, которое вращается с угловой скоростью, зависящей от частоты сети и пар полюсов обмотки статора. Поле образовывается при соединении с сетью трехфазной намотки. Как правило, асинхронный мотор имеет намотку во много фаз (обычно три фазы), но существуют и однофазные.
При пересечении обмоток магнитное поле в соответствии с правилом электромагнитной индукции индуктирует электродвижущую силу в этих намотках. Если намотка ротора замкнута, ее электродвижущая сила вводит в электроцепи ротора энергию. Образуется электромагнитный момент.
Мотор назвали асинхронным из-за того, что угловая скорость ротора не равна угловой скорости вращения электромагнитного поля, то есть они двигаются несинхронно.
Процессы, проходящие в асинхронном электродвигателе, измеряют параметром под названием скольжение, который рассчитывается как разность угловых скоростей ротора и магнитного поля.
Обратите внимание! Скольжение бывает положительным и отрицательным в зависимости от режима функционирования электромотора.
При идеальном холостом ходе оно равняется нулю, ротор и поле крутятся с равной быстротой. Никакой электродвижущей силы не образуется, ток и электромагнитный момент нулевые. При включении двигателя скольжение равняется 1 и при идеальном ходе постепенно достигает 0. Если вращать ротор в другую сторону относительно магнитного поля (разница угловых скоростей будет больше 1), появится тормозной момент, так как электродвигатель переходит в режим противовключения.
В соответствии со значением скольжения в ходе работы электродвигателя различают 3 режима его функционирования:
- противовключение (скольжение стремится от 1 до бесконечности);
- генераторный (скольжение от 0 до бесконечности);
- двигательный (скольжение стремится от единицы до нуля).
Конструкция
Устройство трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором включает 2 главные детали — статор и ротор. Ротор представляет собой движущуюся часть, а статор — фиксированную. Между ними есть воздух.
Конструкция статора включает шихтованный магнитный провод, который запрессован в литую станину. Внутри провода есть пазы, предназначенные для вложения проводников намотки. Они представляют собой стороны мягких катушек с большим количеством витков.
К сведению! Эти катушки создают 3 фазы обмотки статора, поэтому АД называют 3-фазным. Оси катушек находятся под углом 120° относительно друг друга.
Контачат фазы обмотки разными схемами: «звездой» и «треугольником». Выбор схемы зависит от напряжения в электросети. При значении 220 В в спецификациях асинхронного электромотора используется схема «треугольник», при 220/380 В — «звезда».
Ротор является цилиндром, сложенным из круглых листов электротехнической стали. Стопка этих листов насаживается на вал. Есть 2 типа роторов, различающиеся по разновидности обмотки: фазные и короткозамкнутые. Именно фазные используются в мощных асинхронных электрических движках.
Где применяется
Большая часть всех электродвигателей, выпускающихся в производственных масштабах, являются асинхронными.
Список сфер, где применяются асинхронные моторы:
- медицинское оборудование;
- техника для записи звука;
- устройства автоматики;
- бытовые приборы.
Обратите внимание! АД применяется там, где нужны высокие мощности, но вместе с тем нет необходимости в плавном регулировании скорости вращения в больших диапазонах.
Такие электромоторы чаще всего используют в тяжелом оборудовании, к примеру, в подъемных кранах, станках, лифтах и прочих подъемниках. Проще говоря, асинхронную машину нужно подключать в тех условиях, где работа производится под нагрузкой.
Схема пуска и подключения асинхронного двигателя
Есть 2 основных схемы подключения — «звезда» и «треугольник». Часто применяется 1 тип, намотки при этом подключаются на фазное напряжение. При схеме «треугольник» их подсоединяют к линейному.
Каждую схему используют для разных целей. Если требуется, чтобы в двигателе достигалась большая мощность на валу, но некритично, если будут просадка напряжения и высокие пусковые токи, нужно подключить обмотки «треугольником». В остальных случаях выбор схемы зависит от напряжения.
Таким образом, открытие Доливо-Добровольского сегодня сильно востребовано. АД используют во многих сферах, начиная от медицины и заканчивая бытовыми приборами. Перед применением двигателя главное — правильно выбрать схему подключения.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: