Интервью

Владимир Козлов: «Приход сетей в энергосбыт – проблемы долгов на энергорынке не решит»

Владимир Козлов: «Приход сетей в энергосбыт – проблемы долгов на энергорынке не решит»
Источник фото: http://www.bigpowernews.ru

Владимир Козлов: «Приход сетей в энергосбыт – проблемы долгов на энергорынке не решит»

ОРЭМ «Волгоградэнергосбыт», Генеральный директор

К числу изгнанных с начала года с ОРЭМ энергосбытов должен был присоединиться гарантирующий поставщик в Волгоградской области ОАО «Волгоградэнергосбыт», но он единственный смог уговорить набсовет «Совета рынка» в марте оставить ему статус еще на 3 месяца и заручится поддержкой партнерства в возврате миллиардных долгов своего главного дебитора контролируемого корпорацией «Ростехнологии» ВАО «Химпром». Сейчас в «Совете рынка» говорят, что претензий к работе «Волгоградэнергосбыта» на ОРЭМ у них нет. В интервью BigpowerNews гендиректор энергосбыта Владимир Козлов рассказал, как его компании удалось добиться этого и о том к чему, по его мнению, приведет усиление позиций электросетей на розничном энергорынке.
В конце прошлого года правительство утвердило изменения в порядок смены гарантирующих поставщиков электроэнергии. Документ предполагал существенное сокращение срока передачи статуса ГП новой компании — в 3 раза — со 156 до 52 дней, а также определял, порядок возврата долгов компании лишенной статуса ГП и выбора нового ГП. В частности, было утверждено, что пока на аукционе не выбран новый ГП, в течение 1 года его могут подменять сетевые компании (ТСО). Утверждение новой процедуры смены ГП позволило регулятору рынка НП «Совет рынка» начать активную зачистку ОРЭМ от должников, суммарные долги которых достигли к началу февраля почти 54 млрд рублей – с января по март набсовет партнерства лишил статуса участника ОРЭМ 11 энергосбытов, а операционным «дочкам» управляющего электросетевым комплексом РФ холдинга «Россети» (ранее ОАО «Холдинг МРСК») выйти на розничный рынок электроэнергии. Теперь влиятельный глава «Россетей» Олег Бударгин хочет добиться больших прав для сетей на энергорынке и просит правительство и президента продлить временные статусы ГП для МРСК холдинга на срок до 5 лет. Участники рынка и Минэнерго против этого. Инвестаналитики считают, что предложение «Россетей» противоречит главным принципам реформы электроэнергетики, но вполне оправданно с управленческой точки зрения, а генкомпании – что оно поставит крест на возврате 18 млрд руб долгов выгнанных с ОРЭМ ГП.

К числу изгнанных с ОРЭМ должен был присоединиться гарантирующий поставщик в Волгоградской области ОАО «Волгоградэнергосбыт», но он единственный смог уговорить набсовет «Совета рынка» в марте оставить ему статус еще на 3 месяца и заручится поддержкой партнерства в возврате миллиардных долгов своего главного дебитора контролируемого корпорацией «Ростехнологии» ВАО «Химпром». В интервью BigpowerNews гендиректор энергосбыта Владимир Козлов рассказал, как его компании удалось добиться этого и о том к чему, по его мнению, приведет усиление позиций электросетей на розничном энергорынке.

— Представители сетей не устают говорить, что сбыт не справляется, сбыт не платит, отдайте нам сбыт. Вы платите?

— Когда на рынке неплатежи, трудно найти деньги сразу и для всех. Историю формирования дебиторской задолженности на розничном рынке электроэнергии в Волгограде можно рассказывать очень долго. Достаточно сказать, что вместе со своими долгами за последние 7 лет обанкротились 5 коммунальных операторов, что выбило из баланса компании свыше 2,5 млрд. рублей. Причем отключить такие предприятия жизнеобеспечения мы не имеем права. Тот же ВАО «Химпром» разорило неплатежами предыдущего поставщика «Нижноватомэнергосбыт. В целом по региону дебиторская задолженность за потребленную электроэнергию, в том числе просроченная, достигает астрономической суммы: только по крупным потребителям свыше 8,6 млрд. руб. Больше двух третей, за вычетом «Химпрома» – это опять же неотключаемая коммуналка.

Что касается расчетов с сетями, то тут нужно понимать, что обязательства у нас взаимные. По Правилам (Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением №442 Правительства) мы платим им за услуги транспорта электроэнергии до конечного потребителя, они платят нам за электроэнергию, направляемой на компенсацию потерь в своих сетях. Но тут мы плавно подходим к другой истории.

Во-первых, сети бывают разные. Из 4−х территориальных сетевых организаций, действующих в  Волгоградской области, очевидные проблемы у нас только по двум. По ним взаимные претензии по объему услуг и потерь продолжаются с 2008 года. Претензии разрешаются в судах, но это очень длительный процесс. Во-вторых, масштаб катастрофы для нас такой - если бы эти долги были, к примеру, погашены сетевыми организациями, мы бы за вычетом «Химпрома» полностью бы погасили долг на ОРЭМ. Но наши сетевые коллеги из ряда компаний, самых крупнейших, решили пойти по другому пути.

— Насколько реально выйти на 100−процентные расчеты с сетями?

— По части компаний это удается, как я уже говорил. Но если с сетевой компанией постоянные разногласия по объему оказанных услуг и потерь в сетях, то достигнуть баланса во взаиморасчетах почти невозможно.

— Вы считаете, что сетевые компании инициирует передел сбытового рынка?

— По отдельным регионам, наверное, да. Они попросту лишили сбыты их бизнеса. Если сбытовая компания лишается статуса гарантирующего поставщика, она не может выйти на ОРЭМ. С учетом предыдущих обязательств, которые есть у всякого ГП в силу его «безотказного» статуса, это означает банкротство.

— Вы считаете, что сетевые компании надолго сохранят переходный статус?

— Это зависит от того, как скоро будут проведены конкурсы по определению ГП. В любом случае решение по конкурсам будет сигналом рынку, в какую сторону движется регулятор и насколько массовыми будут изменения.

— По мнению НП «ГП и ЭСК», структура отрасли уже такова, что попытка вернуть все на рельсы регулирования обернется негативными последствиями. По Вашему, что может произойти при таком сценарии в ближайшей перспективе в вашем секторе, на рознице?

— Дело в том, что есть разные регионы. С разной платежной дисциплиной.В каких-то, например, все управляющие компании оплачивают 100 процентов платежей,в каких-тоони даже договоров энергоснабжения с ГП не заключают, добывая электроэнергию по серым схемам. Там где была высокая собираемость по потребителям, надо понимать, недоплаты на ОРЭМ происходилииз-засбытов-жуликов.Там у сетей по платежам на опт все будет нормально. Но есть регионы, где дебиторка потребителей зашкаливает, общая масса собираемых средств хронически меньше платы ГП на ОРЭМ. Там сети, получив статус, жалуются на дебиторов. За счет чего расплачиваются? За счет кредитов, наверное. И что, собственно изменилось?

Второй момент – потери в сетях. Пример Волгограда реально демонстрирует, что даже при наличии «контролера» рынка в лице сбыта, завышение собственного полезного отпуска сетями с трудом монетизируется. Нетрудно понять, что при отсутствии сбыта на оптовом рынке, сетевым компаниям, исполняющим обязанности ГП, ничего не стоит манипулировать с потерями и завышать СПО, особенно в долгосрочной перспективе. Если не будет контроля, все это оплатят потребители, в итоге. Собственно говоря, разделение видов деятельности на заре реформы и преследовало цель контроля за потерями в сетях, повышения их эффективности, снижения затрат. А при постоянстве «временной схемы» с передачей сбытовой функции самим сетям это невыполнимо.

По подсчетам того же НП «ГП и СК» сейчас сетевая составляющая доходит до 70% в конечной цене электроэнергии на низком уровне напряжения. Цену сворачивания реформы нетрудно подсчитать.

В целом, я бы вообще не переоценивал возможность сетевых компаний по сбору платежей и дебиторки. Есть наглядные примеры длительного выполнения сбытовой функции сетями — это муниципальные оптовыепотребители-перепродавцы, традиционно являвшиеся крупнейшими должниками на розничных рынках и не поддающиесякакому-либовоздействию. Это и регионы Северного Кавказа, где даже с учетом скидки на низкий уровень платежей потребителей и тяжелой региональной специфики наблюдается непреложный факт: собранные с потребителей средства в первую очередь идут на оплату услуг по передаче. Все приведенные примеры объединяет то, что в условиях совмещения функций нельзя понять, каковы на самом деле величины потребления и потерь, где плохо работает сетевая компания по выявлению бездоговорного и безучетного потребления, а где плохая работа сбытовой компании с дебиторской задолженностью.

Но это так сказать, общие соображения. Отмечу, что в нашем конкретном случае мы предприняли немалые усилия для того, чтобы снизить разногласия с филиалом «МРСК Юга» «Волгоградэнерго» и местными сетевыми организациями вообще, поскольку мы не можем не быть заинтересованы в стабильном поступлении средств за компенсацию потерь.

— Насколько это вообще реально?

- Как я говорил, разногласия с филиалом МРСК по объемам услуг и величине не урегулированы с 2008 года. Точнее скажем так – возмещение наших взаимных затрат ( по услугам передачи и возмещению потерь в сетях) в очень значительной степени зависит от решений судов. Но срок принятия решений говорит о том, что в общеправовом порядке разрешить разногласия не удается. Поэтому мы приняли участие в инициировании создания рабочей группы при НП «Совет рынка» по рассмотрению этих разногласий и анализу ситуации. Выводы и рекомендации рабочей группы могли бы использоваться нами и контрагентами как решение третейского суда для оперативного разрешения в конфликтных ситуациях. Есть разногласия – смотрим рекомендации – оперативно проводим расчеты. Может, это станет прообразомкакого-то органа по оперативному разрешению споров сбытовых и сетевых организаций, подтолкнет к изменению в законодательстве.

— Насколько вероятным видите изменение ситуации с задолженностью на ОРЭМ?

— В принципе, считаем, что своим апрельским решением Совет рынка подтвердил объективную непреодолимость условий, при которых возникла наша задолженность на ОРЭМ, прежде всего неплатежи «Химпрома». Наша задача и условие работы на рынке – недопущение просрочек в дальнейшем. В первую очередь для этих целей реализуется программа финансового оздоровления Общества. Надеемся и на разрешение конфликта с сетями во внесудебном порядке. Все это призвано стабилизировать состояние расчетов с оптовым рынком.

— Вы давали обязательство снизить задолженность на ОРЭМ до уровня «Химпрома»?

— Ну, в протокольных поручениях мартовского заседания Набсовета этого нет. Но все мы осознаем, что это для нас как минимум среднесрочная задача.

— Как все-таки обстоят дела с долгами «Химпрома»?

— Наша переписка с его руководством, учредителями, правоохранительными органами, исковыми заявлениями – это эпохальное произведение, никак не меньше собрания сочинений самого плодовитого классика. Последняя новость — включение наших представителей в состав Межведомственной рабочей группы по рассмотрению перспектив реструктуризации ОАО «Химпром» при Минпромторге. Мы свои предложения по реструктуризации задолженности представили. Они сводятся к тому, что мы готовы возобновить договор энергоснабжения после предоставления внятной гарантии выплат по договору реструктуризации: либо бюджетной, либо банковской гарантии обеспеченной Ростехнологиями, владельцем предприятия. Это помогло бы нам хотя бы снизить разногласия с сетями, в потери которых сейчас по Правилам розничных рынков включается бездоговорное потребление «Химпрома». Однако,каких-товнятных перспектив погашения дебиторки в ближайший год даже с помощью такого представительного органа как Минпромторг сформировать пока не удается.

— К слову о гарантиях. Вы подписали коллективное письмо сбытов за отмену системы фингарантий?

- Нет, поскольку честно говоря, не очень верю в результативность таких демаршей. Мы, в принципе, находимся в нормальном диалоге с Набсоветом НП СР, большинством кредиторов из числа генераторов, пытаемся выйти из «клинча» с сетями. Поскольку наша аргументация объективна, она встречает понимание. Я разделяют озабоченность коллег, которые впервые испытали этакий когнитивный диссонанс: вот ты такой хороший, но можешь вдруг лишиться бизнесаиз-за чужих долгов.Мы-то с этим уже сталкивались. Но могу поддержать их в одном – если говорить о наличии фингарантии, как условии работы на рынке, то это требование надо распространить прежде всего на проблемных потребителей розницы, прежде всего, из числа «неотключаемых» представителей ЖКХ. Тогда это было бы, по крайней мере, справедливо. Собственно говоря, оптовый рынок и создан для того, чтобы в идеале транслировать запросы потребителей генераторам.

Показателен состав подписантов обращения. Он означает, что проблема финустойчивости касается очень и очень многих гарантирующих поставщиков, а не только относящихся к той или иной проблемной группе компаний, замеченной в выводе средств. А это означает, что проблема неплатежей на розничном рынкевсе-такиобусловлена объективными вещами. И в отрыве от нее нельзя решить проблему неплатежей гарантирующих поставщиков на ОРЭМ. Если мы, конечно, не говорим о том, что реформа электроэнергетики повернула вспять, если происходит коррекция ее прежнего курса в соответствии с новыми вызовами и реалиями.

Думаю, профессиональное сообщество разберется в новой ситуации без демонстративных акций, а регулятор примет взвешенное решение. Что касается нас, для «Волгоградэнергосбыта» важнее на деле осуществить уже разработанный комплекс мер, который позволит сохранить компанию на рынке.

Собственно говоря, мы выполнили все условия, которые выдвинул Наблюдательный совет: оплата закупаемой на ОРЭМ энергии – 100 процентов, снимаются разногласия с сетевыми компаниями в регионе. Обеспечена также и прозрачность расчетов. Мы заключили специальное соглашение с НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» согласно которому раскрыли сообществу генераторов список расчетных счетов и еженедельное движение по этим счетам, с целью контроля за  целевым использованием поступающих от потребителей средств. Более того, реализуем комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия для недопущения проблем с расчетами на ОРЭМ в будущем.

— В чем заключается эти меры?

— Прежде всего, в стабилизации поступлений от «системных» дебиторов и снижения «сетевых потерь» в текущем обороте. Срок действия программы – три года, с 2013 по 2016 год. Прежде всего, памятуя о том, что наши долги на ОРЭМ в основном, сгенерированы нашими дебиторами, мы выступили с инициативой прекратить с июля 2013 года начисление пени за просрочку образовавшейся просроченной задолженности. Экономия по пене по мертвой задолженности «Химпрома» составит по 100 млн. руб. в квартал, за 3 года  — 1 200 млн. руб.

Сетевую проблему вполне способна закрыть соглашение о реструктуризации задолженности с  филиалом ОАО «МРСК–Юга» – «Волгоградэнерг». Оно подразумевает 100%−ную текущую оплату услуг транспорта сетевикам, а так же  ежеквартальное погашение просроченной задолженности в течении 3 лет. При этом со стороны сетевой компании по соглашению мы ждем 100%−ной оплаты текущих платежей по энергии, приобретаемой нами в целях компенсации потерь в сетях филиала МРСК и ежеквартальное погашение просроченной дебиторки.

Важно понимать, что в плане не предусмотрено привлечение дополнительных кредитных ресурсов. Мы надеемся без средств банков добиться 100% оплаты текущих платежей на ОРЭМ и снизить за три года задолженность до величины, не превышающей 2х расчетных периодов.

— Опирается ли этот план на поручение средств от «Химпрома»?

— Мы рассматриваем поступление средств от ВОАО в оптимистическом варианте плана. В случае его реализации все денежные средства, полученные от химиков в счет погашения задолженности за потребленную электроэнергию, в течение 5 рабочих дней будут перечислены в счет задолженности «Волгоградэнергосбыта» на ОРЭМ.

Комментарии запрещены.

Другие интервью

Смотреть все