07.01.13
Александр Новак: "О приоритетах в российской энергетике".
Источник фото: http://neftegaz.ru
Александр Новак: «О приоритетах в российской энергетике».
Минэнерго, Глава
Какие приоритеты развития отрасли вы для себя сформулировали?
Министерство энергетики — отраслевое, тем не менее конечные цели его деятельности социально направлены. Они заключаются в повышении качества жизни населения страны, надежном энергообеспечении потребителей электроэнергией и теплом. Проще говоря, в том, чтобы в домах горел свет и было тепло. ТЭК — это бюджетообразующая отрасль, она приносит около 50% доходов в бюджет. Поэтому наша стратегическая задача — дальнейшее развитие и повышение конкурентоспособности нефтегазовой отрасли, обеспечение в том числе экономической безопасности. Это глобальные цели, но для их достижения надо создавать стимулы для привлечения инвестиций и современных технологий в отрасль. Повышать энергоэффективность экономики, привлекать малый и средний бизнес, заниматься подготовкой профессиональных кадров.
Нововведения в системе налогообложения будут способствовать экономически рентабельному освоению новых месторождений, что позволит стабилизировать в долгосрочной перспективе текущие объемы добычи, а может быть, даже их увеличить. У ТЭКа существует огромный спрос на инновации. ТЭК сегодня сам внедряет современнейшие технологии, позволяющие эффективно извлекать природные ресурсы. А при старых технологиях это было нерентабельным. При этом ТЭК является грандиозным драйвером инноваций в других смежных отраслях, являющихся поставщиками оборудования, технологий, знаний.
Прежний состав Минэнерго, тоже апеллируя к социальным задачам, давил на рынок электроэнергии, сдерживая цены. Ставя перед собой задачу решать социальные проблемы, вы собираетесь продолжать эту тенденцию или намерены довести реформу электроэнергетики до конца и либерализовать рынок?
Мой принцип работы — минимизация ручного управления отраслями экономики. Необходимо создавать систему, при которой конкретные чиновники, министры, их заместители и начальники отделов как можно меньше вмешивались бы в деятельность отраслей. Мы должны заниматься своей функцией — нормативно-правовым регулированием и решением общеотраслевых инфраструктурных задач, созданием самобалансирующей системы. А ручное управление должно применяться в крайнем случае, в каких-то обстоятельствах, при которых не работает система. Системный подход всегда более устойчив и менее подвержен негативным последствиям от некачественных решений.
То есть мы не услышим заявлений типа прошлогодних высказываний экс-министра Сергея Шматко про «договоренности о не росте розничных цен» на нефтепродукты и электроэнергию?
Мы будем стараться не допускать таких ситуаций. Мы ориентированы на создание рыночных условий для формирования справедливой цены. При этом цены не должны расти высокими темпами, а их рост должен соответствовать прогнозу социально-экономического развития.
Выгодные объединения
На последнем заседании президентской комиссии по ТЭКу снова поднимался вопрос об участии «Роснефтегаза» в энергокомпаниях. Каково ваше отношение к этому?
Мы стараемся руководствоваться оценкой эффектов. Например, у «Роснефтегаза» может быть положительный синергетический эффект от участия в «Интер РАО». «Роснефть», акциями которой владеет «Роснефтегаз», — поставщик газа для электростанций «Интер РАО». Возможно совместное участие в зарубежных проектах. В конце концов, государству выгодно собрать принадлежащие ему прямо и косвенно пакеты акций «Интер РАО» в одном месте. Сейчас эти пакеты принадлежат Росимуществу, «Росатому», ФСК и «Русгидро», а также самой «Интер РАО». «Роснефтегаз» может быть в этом случае эффективно использован. Это полностью соответствует той логике, которая закреплена в указе президента о том, что «Роснефтегаз» — инвестор в отрасли ТЭКа. Другая ситуация — с покупкой акций «Иркутскэнерго». Здесь синергетического эффекта с «Роснефтегазом» мы не видим. Зато видим с другой госкомпанией — «Русгидро». Логично было бы «Русгидро» напрямую приобрести акции «Иркутскэнерго».
«Интер РАО» также заявляет о необходимости докапитализации в размере 50 млрд руб. на собственную инвестпрограмму.
Нынешнюю инвестпрограмму компании мы считаем сбалансированной.
То есть денег им в принципе не нужно?
Пока у нас нет защищенных позиций, по которым «Интер РАО» необходимы дополнительные средства. Такой вопрос компании задавало и Минэкономразвития.
Формат объединения Федеральной сетевой компании (ФСК) и «Холдинга МРСК» в очередной раз поменялся: теперь предполагается, что у этих организаций будет единая управляющая компания. Можете ли вы подробнее описать новую конструкцию?
Мы предложили создать новую управляющую компанию, которая займется стратегическим развитием электросетевого комплекса, позволит повысить качество и надежность услуг, оптимизировать издержки и синхронизировать инвестиционные программы магистральных и распределительных сетей. При этом операционно и ФСК, и межрегиональные сетевые компании будут оставаться самостоятельными. Не могут магистральные сети управлять распределительными, и наоборот. Это разные виды бизнеса. Новая УК будет создана на базе «Холдинга МРСК» как уже существующей правовой оболочки. В данном случае это произойдет исключительно потому, что нет смысла умножать сущности и создавать новую конструкцию, в то время как есть уже существующая. Сейчас у холдинга 11 дочерних межрегиональных распредсетевых компаний. В ходе допэмиссии холдинга государство внесет в него свой пакет ФСК.
А на что надеяться миноритариям компаний?
У миноритариев ФСК будет возможность либо остаться со своими пакетами в этой компании, либо обменять доли на акции управляющей компании.
По какому курсу?
По курсу, определенному независимым оценщиком, выбранному по конкурсу Росимуществом и подтвержденному крупнейшими мировыми аналитическими компаниями.
А кто будет управлять новой УК? Ранее называлась фамилия Шматко.
Правительство и я лично считаем эффективным нынешний менеджмент ФСК, и мы надеемся, что он просто перейдет из ФСК в новую головную структуру. Вопрос о менеджменте новой УК сейчас находится на стадии рассмотрения.
Слишком много мощностей
Ранее правительство заявляло о планах по приватизации 1-2 «дочек» «Холдинга МРСК» в начале 2013 г. Они остаются?
Да, в 2013 г. можно поставить одну или две компании в качестве пилотных проектов по привлечению в сети частного капитала. Но чтобы это сделать, нужно провести большую подготовительную работу, которой мы сейчас и занимаемся. В первую очередь мы должны решить вопрос с перекрестным субсидированием в энергетике и «последней милей» (перекрестка в сетях). Сейчас разработаны индивидуальные решения этих проблем для 19 регионов страны. Ликвидация будет происходить за счет распределения денежной нагрузки существующей перекрестки по трем направлениям: часть на себя возьмут сетевые компании, которым придется сокращать инвестпрограммы, часть продолжат оплачивать крупные потребители, и еще часть достанется прочим потребителям (т. е. в том числе и населению. — «Ведомости»). В некоторых регионах за счет такого механизма от «последней мили» удастся избавиться за год, в некоторых — за три года. В нескольких регионах придется принимать особые решения. Вторая важная задача — изменить подходы по регулированию тарифов в отрасли: эти тарифы должны зависеть от надежности и качества оказания услуг. И третье — должна заработать система бенчмаркинга. Эта система подразумевает разумную конкуренцию, определение эталонных, лучших компаний и равнение на них. Для этого, конечно, нужно, чтобы у нас на рынке были не только государственные распределительные компании, но и частные. Когда они появятся, регулятор будет проводить мониторинги, определять лучшие и устанавливать тарифы таким образом, чтобы заставлять снижать издержки менее эффективных игроков.
А какие МРСК могут быть приватизированы или отданы в доверительное управление?
Я сейчас на этот вопрос не могу ответить. Мы говорим о критериях — пилотные компании не должны быть стратегически значимыми или проблемными.
Вы не в первый раз говорите о необходимости привлечения частного — малого и среднего — бизнеса, однако тенденции к укрупнению в отрасли свидетельствуют о развитии в обратном направлении. И, например, руководитель «Газпром энергохолдинга» и глава набсовета «Совета производителей электроэнергии» Денис Федоров недавно заявил, что судьба небольших энергокомпаний типа ТГК-2 и ТГК-4 решена: они будут поглощены крупными игроками вроде «Газпрома» и «Интер РАО». Как в таких условиях привлекать новых игроков, если уже существующие инвесторы нацелены на выход?
Действительно, нынешняя система не дает четких сигналов и правил игры на рынке электроэнергии, особенно генераторам. И они справедливо просят: «Дайте нам долгосрочные правила, чтобы мы могли ориентироваться, что будет, потому что условия меняются каждый год по нескольку раз, мы не понимаем, как вкладывать деньги и будут ли они возвращены». Поэтому одна из моих стратегических задач — до конца года завершить работу по созданию вместе с экспертами модели рынка на долгосрочную перспективу. Я хочу, чтобы правила были понятны и долгосрочны, в особенности для генераторов, потому что в ближайшее время отрасли нужно определиться, что мы будем строить и за счет каких стимулирующих факторов компании сами решат вкладывать средства.
А вы поддерживаете точку зрения, что в России сейчас строится слишком много мощностей, в то время как потребление падает, и, значит, эти мощности не будут востребованы?
Знаете, конечно, это так — мощностей у нас слишком много по сравнению с более энергоэффективными экономиками. Благодаря реализации договоров о предоставлении мощности (ДПМ) до 2018 г. у нас будет профицит энергетических мощностей. Возможны лишь локальные зоны дефицита электроэнергии. Вот в стране сегодня установленная мощность генерирующих станций — 218 ГВт. При этом 70% изношенных мощностей. Износ электроэнергетического оборудования достигает 60%, теплосетевого — до 70%. Пока мы не решим эти проблемы, нам придется строить новые мощности, чтобы замещать выпадающие. Но, конечно, в долгосрочной перспективе нам нужно снижать энергоемкость, повышать энергоэффективность, и в этом случае, возможно, столько гигаватт уже не потребуется. Хотя это зависит в том числе и от темпов роста экономики в целом.
Но в ближайшее время мы стоим перед необходимостью стимулировать генераторов строить новые мощности. При том уровне износа оборудования, который я обозначил, критичной задачей является обеспечение модернизации отрасли. Расширение ДПМ возможно только с целью обеспечения инвестиций в локальные энергодефицитные зоны, при этом отбор проектов должен осуществляться строго по конкурсу. Соответственно, цель модернизации модели рынка электроэнергии — сделать его более прогнозируемым, прозрачным, конкурентным и устойчивым.
Условно можно выделить два рассматриваемых варианта. Первый — совершенствование существующих правил с придачей им долгосрочного характера в первую очередь за счет увеличения периода, на который проводится отбор мощности, до 3-5 лет, устранение основных недостатков. Второй вариант — изменение модели, отведение ключевой роли двусторонним долгосрочным договорам, по которым будут поставляться и электроэнергия, и мощность. В каждой схеме есть свои плюсы и минусы, сейчас мы активно обсуждаем их с экспертным сообществом.
От дефицита топлива спасет Белоруссия
Насколько я понимаю, вы выступаете против того, чтобы продлить оборот топлива стандарта «Евро-2» в 2013 г.?
Мы не против продления, мы за то, чтобы работать в соответствии с законами и утвержденными ранее нормативно-правовыми актами. Есть утвержденный всеми технический регламент. Сроки запрета так называемого топлива экологического класса «Евро-2» переносились уже два раза. Компании, которые взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ, должны учитывать техрегламент. Если будем продлевать сроки, не будет мотивации укладываться в них. Кроме того, это несправедливо для тех компаний, которые модернизируют свои заводы согласно заявленному графику.
Дефицита не возникнет?
Мы подсчитали балансы до конца этого года и на 2013 г. — они позволяют нам иметь сбалансированный рынок. Также у нас есть возможность поставок нефтепродуктов из стран ближнего зарубежья в рамках Таможенного союза. В частности, из Белоруссии.
Правда, что российская сторона потребовала от Белоруссии компенсировать $1,5 млрд за историю с «растворителями»?
По разным оценкам, потенциальные потери российского бюджета составляют от $1,5 млрд до $2,5 млрд.
Белоруссия будет поставлять нефтепродукты в счет этих денег?
Между Россией и Белоруссией подписан индикативный баланс о поставках нефти и нефтепродуктов. Сейчас белорусская сторона заявляет о 23 млн т поставок нефти на следующий год. В этом году у нас был баланс на 21,5 млн т. То есть они увеличили предложения по переработке на своих нефтеперерабатывающих заводах. Естественно, что столько нефти для внутреннего потребления не требуется.
Внутреннее потребление у них 6 млн т.
Да. Они должны делать возврат нефтепродуктов в Россию в рамках годовых балансов.
Объем оговаривается?
Да, мы сейчас прорабатываем и до конца ноября согласуем эту цифру.
На условиях процессинга?
По-разному. Мы будем предлагать, чтобы и наши компании, которые являются собственниками нефтепродуктов, и белорусские компании в той пропорции, в которой они являются собственниками, обязаны были вернуть в Россию и продать у нас на рынке полученные нефтепродукты, прежде всего автобензины.
Акцизы еще будут увеличены? Путин дал указание рассмотреть вопрос о повышении.
Скорее всего в ближайшее время они будут оформлены в поручение, и мы проработаем этот вопрос.
Каково ваше мнение по поводу необходимости повышения акцизов, особенно «Евро-4», «Евро-5»?
Мне кажется, что, в принципе, было бы целесообразно, для того чтобы цена на внутреннем рынке не зависела сильно от внешнего рынка, установить на акцизы плавающие ставки. Повысились цена на нефть и биржевые индикаторы цен на нефтепродукты — значит, мы должны снизить акцизы, упали — повысить акцизы. Это дает возможность существенно снивелировать колебания цен.
Акцизы у нас идут в дорожный фонд, отчисления. Никогда не задавали вопрос транспортникам: господа, а сколько было построено дорог за это время из того, что вы берете за акциз? Отчитывались ли они? Они же постоянно просят увеличить акцизы. А где их результаты работы?
У нас очень недоинвестировано дорожное хозяйство. То, что мы тратим в год, — порядка 400 млрд руб. — очень мало с учетом нашего состояния дорог.
Так оно и не меняется, это состояние.
Я с вами согласен, что нужно внимательно смотреть на эффективность расходования денег в оценке на километр строительства и содержания дорог. И здесь очень важно создавать стимулы для внедрения современных материалов, более износостойких, прочных, в том числе путем внедрения так называемых контрактов жизненного цикла, когда на конкурсе основным критерием является не цена покупки, а цена владения объектом, т. е. с учетом экономии на будущих расходах по эксплуатации.
Источник: http://ejnews.ru/
Другие интервью
Алексей Мальцев: Тюменская энергосистема исключена из зоны высоких рисков
Генеральный директор, МЭС Западной Сибири
Игорь Брызгунов: "Ветроэнергетика сегодня — наиболее коммерциализированный источник возобновляемой энергии"
Президент, Российская ассоциация ветроиндустрии
Сергей Семериков: Мы ожидаем сокращения количества заявок на льготное техприсоединение
Сергей Семериков: Мы ожидаем сокращения количества заявок на льготное техприсоединение
Заместитель гендиректора по капитальному строительству, ОАО «МРСК Урала»
Валентина Южакова: В Югре организована уникальная система недропользования
Валентина Южакова: В Югре организована уникальная система недропользования
Заведующая отделением анализа обоснования и регистрации геологических работ, НАЦ РН им. В. Шпильмана
Алексей Улюкаев: Заморозка тарифов коснется и промышленности, и населения
Алексей Улюкаев: Заморозка тарифов коснется и промышленности, и населения
Глава, Министерство экономического развития РФ
Игорь Брызгунов. Энергетика будущего.
Игорь Брызгунов. Энергетика будущего.
Президент, Российская ассоциация ветроиндустрии
Александр Новак: "Мы должны согласовывать только изменение системы ценообразования"
Александр Новак: «Мы должны согласовывать только изменение системы ценообразования»
Глава, Министерство энергетики РФ
Владимир Козлов: «Приход сетей в энергосбыт – проблемы долгов на энергорынке не решит»
Владимир Козлов: «Приход сетей в энергосбыт – проблемы долгов на энергорынке не решит»
Генеральный директор, ОРЭМ «Волгоградэнергосбыт»
Юрий Шульгин: Электросетям не нужны инвестиционные тарифы
Юрий Шульгин: Электросетям не нужны инвестиционные тарифы
Генеральный директор, «Межрегионсоюзэнерго»
Игорь Твердохлеб: "Группа ГМС продолжает развивать свой научно-технический потенциал".
Игорь Твердохлеб: «Группа ГМС продолжает развивать свой научно-технический потенциал».
Руководитель дирекции, НИОКР УК «Группа ГМС»
Общие новости
27.12.13
Экологи просят нового главу Shell отказаться от новых арктических проектов
27.12.13
На Южном Урале к электроснабжению подключили новую котельную
27.12.13
РФ даст армении кредит на продление «жизни» Армянской АЭС
26.12.13
Компании, перерабатывающие ПНГ, получат 50% налоговую скидку
25.12.13
На «Фукусиме» имела место очередная утечка
25.12.13
В Тюменской области открыто новое Северо-Кеумское месторождение
25.12.13
Приморский край окончательно отказался от социального нормирования потребления электроэнергии
25.12.13
Германия отказывается от импорта энергии с Балтийской АЭС
24.12.13
В Воронеже недостроенную АЭС могут превратить в музей
24.12.13
Южная Корея даст Узбекистану 75 млн. долларов на возведение гелиостанции
Новости компаний
26.12.13
На площадке «Нойдорф» создадут научно-технологический центр по разработке АСУ ТП
26.12.13
«Челябэнерго» направил 19,5 млн. рублей на установку современных счетчиков
25.12.13
Теплосетевая компания Южного Кузбасса увеличивает энергоэффективность
24.12.13
«РусГидро» сокращает инвестиционную программу до 70 млрд. рублей
18.12.13
Для энергетиков выпустили безаналоговое мобильное решение
17.12.13
АЭС с реактором ВБЭР-300 планируется построить в Казахстане
17.12.13
На Саяно-Шушенской ГЭС завершился второй этап реконструкции
16.12.13
«Тюменьэнерго» начало строительство волоконно-оптической линии связи
16.12.13
Эксперты «ЛУКОЙЛа» предлагают использовать природный газ, чтобы не допустить дефицита бензина
12.12.13
Росатом еще не планирует сооружать Нижегородскую и Северскую АЭС