Интервью

Сергей Степашин: Притоку частных инвестиций в ЖКХ мешают власти на местном уровне

Сергей Степашин: Притоку частных инвестиций в ЖКХ мешают власти на местном уровне
Источник фото: http://stepashin.viperson.ru

Сергей Степашин: Притоку частных инвестиций в ЖКХ мешают власти на местном уровне

Счетная палата России, Глава

Глава Счетной палаты России рассказал, почему муниципальные власти воспринимают локальные системы жилищно-коммунального хозяйства как собственную «кормушку», и на какую сумму аудиторы нашли нарушения в отрасли

 

В расширенном интервью «Российской газете» Сергей Степашин раскрыл положение дел в ЖКХ.

Сергей Вадимович, есть ощущение, что жилищно-коммунальные предприятия с их постоянным ростом тарифов и авариями выходят из-под контроля. Или у Счетной палаты иные впечатления?

Похожие. Структурная реформа в отрасли прошла, а качественных преобразований нет как нет. Качество услуг, надежность коммунальных систем, оптимизация затрат по-прежнему оставляют желать лучшего. За 2009-2012 годы ежегодно в среднем ремонтировалось только около 4 процентов жилищного фонда. Жилье выходит из строя с той же скоростью, с какой происходит его ремонт. То есть по факту существенного улучшения качества жилого фонда не происходит.

Кстати, много ли в прошлом году нашли нарушений в ЖКХ?

С начала года мы проверили, как расходовались средства госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в Ивановской, Липецкой, Воронежской и Владимирской областях. Общая сумма выявленных там нарушений составила примерно 4 млрд рублей. Кроме того, контрольно-счетные органы 34 регионов вскрыли финансовых нарушений на сумму свыше 10,14 миллиарда рублей. Львиная доля пришлась на капремонт многоквартирных домов.

Отрасли нужна капитальная модернизация. Но ее невозможно профинансировать только за счет средств государства и бесконечного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые за два последних года и так выросли в среднем на 35 процентов. Остро нужны частные инвестиции в эту сферу. Но соответствующий план, принятый правительством в 2011 году, пока не работает.

Кто же мешает притоку частных инвестиций?

Власти на местном уровне. Локальные системы ЖКХ (а из них на 80 процентов и состоит отрасль) воспринимаются муниципальными властями как их собственная «кормушка». Главы городов предпочитают не вкладываться «вдолгую» в развитие отрасли, а получать быстрый доход на монопольном росте тарифов.

Фактически они просто «выводят» сверхприбыли, генерируемые подконтрольными им коммунальными компаниями. Такой зверской эксплуатации коммунальные сети долго не выдержат. Уже лопаются по всей стране.

Рынок жилищно-коммунальных услуг, объемом в 15-20 триллиона рублей, — один самых перспективных в стране. Но только политическое решение на самом высоком уровне, «поверх» интересов муниципальных кланов, будет способно обеспечить массовый «инвестиционный десант» в отрасль. Всего на сегодняшний день в ЖКХ требуются инвестиции в размере примерно 4,2 триллиона рублей.

Приход крупных инвесторов, помимо ремонта и реконструкции жилья, дал бы старт также и модернизации мощностей, внедрению новых технологий, замене прогнившей на две трети коммунальной инфраструктуры. Вдобавок мультипликативный эффект сработал бы в целом ряде смежных индустрий. В том числе в энергетике, трубной промышленности, нефтегазохимии, приборостроении.

Перспектива прекрасная. Но далекая…

Да просто работать над этим надо. Недавно мы совместно с руководством Общественной палаты и Фонда содействия реформированию ЖКХ предложили президенту Владимиру Путину создать пилотную систему общественно-государственного контроля использования как бюджетных средств, так и средств граждан в сфере ЖКХ. Эта инициатива лежит в русле поставленной им задачи усиления общественного контроля за решением социальных проблем. К проекту рассчитываем привлечь также структуры Общероссийского народного фронта. По сути, речь идет о новой форме взаимодействия гражданского общества и государства.

На федеральном уровне у нас, по замыслу, будет работать координационный совет из представителей всех организаций — участников проекта. Он займется разработкой стандартов и методик контроля реальных, а не «нарисованных» затрат коммунальных предприятий. Ну и, разумеется, будет отлаживать взаимодействие организаций-участников с органами власти и должностными лицами, включая глав крупных городов и полпредов президента в федеральных округах, а также с заинтересованными структурами бизнеса, общественными организациями.

В региональных столицах и крупных городах предлагаем учредить общественные инспекции. На них будет возложена работа напрямую с населением через сеть общественных приемных. Очень важно, чтобы работа общественно-государственного контроля широко и оперативно освещалась средствами массовой информации. Это значительно повысит ее результативность

Комментарии запрещены.

Другие интервью

Смотреть все