Интервью

Иван Грачев: Сделана попытка вынуть краеугольный камень реформы электроэнергетики по Чубайсу

Комитет по энергетике Госдумы, Председатель

Комитет по энергетике Госдумы поддержал две лаконичные поправки в закон об электроэнергетике, разрешающие территориальным сетевым организациям исполнять функции энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика.

Внести изменения в федеральный закон предложили депутаты Курской областной думы, с ними я целиком и полностью согласен. Что касается конкуренции — ее никогда не было – это иллюзия, дым. Там, где в начале цепочки гарантированный монополист – число посредников лишь увеличивает накладные расходы. Серьезную отрасль, какой является электроэнергетика, отчасти заставили играть по абсурдным правилам.

А признать это не хотят.

Правда ли, что в Курской области гарантирующий поставщик обанкротился на миллиард?

Согласно данным Минэнерго, в одном 2013 году из-за долгов своего статуса лишились 12 подобных организаций. Совокупная сумма зашкаливает за 20 млрд рублей. Потому нужно искать первопричины. А они ясны – налажен конвейер банкротств, причем процесс этот обеспечен законодательно. Все так организовано, что возврат долгов не осуществляется, или осуществляется на уровне не более 10 процентов.

Нельзя ли полнее это раскрыть, что означает — «законодательное прикрытие банкротств»?

К сожалению, далеко не все энергосбытовые компании способны быть финансово устойчивыми. Между тем, в том виде, как это заложено в реформе, «важным отличием» такой компании считается отсутствие на ее балансе материальных активов. Но если у вас ничего нет, никакой собственности — кто даст кредит при часто возникающем кассовом разрыве? Оплата энергии идет по факту приобретения на оптовом рынке, а потребители обычно платят по факту ее потребления, то есть с определенной задержкой. И каким образом вы привлечете инвестиции? Да, существует сегодня немало сбытовых компаний, способных справиться с ситуацией – пусть продолжают работать, никто не собирается им мешать.

Непонятно одно: откуда такая дискриминация по отношению к сетевым компаниям. Ведь, как правило, именно сетевики берут на себя первый удар, когда сбытовая компания объявляется банкротом. Просмотрел недавно таблицу в журнале «Эксперт», составленную по данным Минэнерго. Факты эти я знал, но там они хорошо подобраны.

Вот только некоторые. В Брянской области энергосбытовая компания «финишировала» без малого с 3 млрд долгов — временно ее замещала компания МРСК Центра. Подобная же история В Омске: долг свыше 3,3 млрд – замещает МРСК Сибири. Похожая картина в Мурманской области — решением арбитражного суда признана банкротом компания «Колэнергосбыт» с долгом свыше 6 миллиардов – замещает опять же МРСК Северо-Запада. И так повсюду.

В том же Курске долг обанкротившегося ОАО «Курскрегионэнергосбыт», составляет, по данным областной думы, 1,1 млрд рублей. Расплетает этот узел, конечно же, сетевая компания — ОАО «МРСК Центра». Ими уже заключено почти 350 тысяч договоров на поставку электроэнергии потребителям. Кстати и приняты на работу 502 бывших сотрудников обанкротившейся организации.

Однако по закону статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации присваивается не более чем на 12 месяцев. Значит, придется перезаключать договоры и заново устраивать людей. Между тем, сети – государственная компания, у них никаких шансов, чтобы взять и обанкротиться, прихватив с собой миллиард. Соответственно, с такой схемой и накладные расходы уменьшаются.

Но что же мешает?

Базовый аргумент правительства в том, что разделение на генерирующие, транспортирующие и сбытовые структуры — это краеугольный камень реформ электроэнергетики. Вопреки всем банкротствам и хищениям они за абсурдную и дискриминационную по сути теорию.

Так что решение Комитета Госдумы по энергетике, разрешающее сетевым организациям выполнять функции по сбыту электроэнергии – первый позитивный шаг в направлении здравого смысла.

Теперь ждем решения всей Думы.

Комментарии запрещены.

Добавить комментарий

Другие интервью

Смотреть все