Интервью

Борис Кириллов: Сфере ЖКХ не хватает прозрачности


Источник фото: http://uralpolit.ru/

Свердловская область, Главный федеральный инспектор

На Среднем Урале сложилась непростая ситуация в сфере ЖКХ. Износ оборудования и сетей, огромные долги, непрозрачность расчётов за коммунальные услуги

Какие действия предпринимают представители власти, как ведется совместная работа с надзорными ведомствами, читайте в интервью РИА «Энергетика и ЖКХ» с главным федеральным инспектором Свердловской области Борисом Кирилловым.

Борис Анатольевич, когда Вам поступило предложение стать главным федеральным инспектором, Вы сразу же его приняли или были сомнения?

Сомнения были, но недолгими. Предложение поступило от полномочного представителя президента РФ в УрФО Игоря Холманских, человека уважаемого, поэтому я дал положительный ответ, хотя изначально планировал заниматься другими вопросами.

Борис Анатольевич, мы знаем, что в аппарат ГФИ приходит много жалоб по различным вопросам в сфере ЖКХ. Расскажите, на что жалуются люди?

Жалобы, которые приходят к нам, распределяются следующим образом. Треть – это индивидуальные обращения людей, в большей степени касающихся темы ЖКХ в разных аспектах: начиная с несогласия с выставляемыми счетами и заканчивая отсутствием водоснабжения конкретных объектов. Вторая группа вопросов касается нарушения прав граждан и решений органов исполнительной власти. У нас нет полномочий вмешиваться в деятельность судов, единственное, что мы можем – передать обращение в надзорные органы.

Две трети времени мы тратим на решение комплексных вопросов, направленных на повышение уровня жизни граждан в целом. В этих случаях мы разбираем ситуацию не по какой-то конкретной котельной, а смотрим в корень таких проблем, как задолженность по заработной плате, банкротство предприятий.

Как аппарат ГФИ контролирует исполнение указаний Президента РФ в области ЖКХ? Какие у Вас есть полномочия и какая ведется работа?

Базовым документом в этой части является поручение Главы государства №701 от 17 марта 2011 года, согласно которому аппарат полномочного представителя Президента РФ в УрФО ведет работу по вопросам координации проверочных мероприятий, связанных с использованием организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие.

Для этой цели при главном федеральном инспекторе сформирована рабочая группа, в рамках которой осуществляется взаимодействие с прокуратурой, полицией и другими надзорными органами. Ежемесячно мы проводим совместные рабочие встречи, на каждой из них рассматриваются конкретные вопросы по теме ЖКХ. Кроме того, во время моих поездок в муниципалитеты Свердловской области проблемы функционирования жилищно-коммунального комплекса всегда включены в повестку дня.

Например, на днях мы посетили Кушвинский городской округ, подробно рассмотрели критическую ситуацию, которая сложилась в коммунальной сфере. Вместе с и.о. министра энергетики и ЖКХ Свердловской области приняли ряд решений. Таким образом, именно межведомственное взаимодействие дает возможность постоянно держать руку на пульсе.

Борис Анатольевич, Вы неоднократно упоминали о том, что аппарат ГФИ проводит мониторинг и различные исследования в рамках эффективности расходования бюджетных средств. На каких территориях Свердловской области выявлено нецелевое использование бюджетных средств? Каким образом Вы влияете на решение этих проблем?

Есть установленные законом процедуры, регламентирующие деятельность по выявлению нарушений в сфере использования бюджетных средств. В мероприятиях принимают участие прокуратура, полиция, следственный комитет. Такой мониторинг проводится еженедельно.

На сегодняшний день в Свердловской области нецелевое расходование бюджетных средств в сфере ЖКХ выявлено на территории 11 муниципальных образований, сейчас проводятся дополнительные следственные действия, поэтому озвучить более подробную информацию я пока не могу. Скажу только, что необходимые меры реагирования будут приняты.

Как Вы выстраиваете работу с губернатором и правительством области?

С главой региона мы встречаемся каждые две недели, с председателем правительства – еженедельно. По мере возможности я стараюсь принимать участие в заседаниях регионального правительства, координационных советов при губернаторе. Существует целый ряд поручений президента и полпреда, которые находятся в постоянном мониторинге. Например, известные майские указы главы государства, которые определяют долгосрочную социально-экономическую политику. Наша задача – координация и контроль их реализации на территории Свердловской области. Эта работа ведется совместно с региональным правительством.

Совсем недавно появилась информация, что депутаты свердловского Заксобрания планируют ввести мораторий на оплату общедомовых услуг. По Вашему мнению, есть ли смысл в подобных мораториях или проблему нужно решать более системно?

Я всегда выступаю за системный подход, но в данном случае считаю, что в период действия этого моратория необходимо дать возможность проверить, как формируются тарифы и выставляются счета населению. Проблема еще и в том, что энергоэффективность в Свердловской области оставляет желать лучшего: потери тепла достигают иногда 60%.

Самое важное сейчас — провести модернизацию теплодающих источников. С этой точки зрения, я бы поддержал введение моратория. Это позволит в будущем сформировать более четко выстроенную систему.

По мнению депутатов, такие высокие цены за общедомовое потребление связано с тем, что во многих домах отсутствуют счетчики. Как мы знаем, кризисная ситуация, к сожалению, сложилась по всей стране. Где-то виноваты управляющие компании. Где-то оборудование установить невозможно по техническим причинам. Как можно мотивировать население и УК к тому, чтобы закон об энергосбережении и энергоэффективности исполнялся и люди начали ставить эти приборы?

Сейчас мы перешли от этапа разговоров к конкретным действиям. Отрасли не хватает прозрачности, в том числе и по деятельности управляющих компаний. Поэтому по инициативе губернатора Свердловской области создается портал, где можно будет в режиме реального времени увидеть, как формируются тарифы и выставляются счета по каждой конкретной УК.

Таким образом, мы обеспечим максимальную прозрачность в расчетах. Это заинтересует людей, так как они смогут наглядно увидеть, сколько средств уходит «налево».

Только технологическая прозрачность, с одной стороны, и желание человека считать собственные деньги, с другой, помогут решить эту проблему, которая, к сожалению, носит субъективный характер.

Мы все привыкли к тому, что нам выставляют счета, и мы их оплачиваем, не углубляясь в расчеты. При помощи информационных технологий, мы постараемся объяснить гражданам, где можно сэкономить, в том числе, благодаря приборам учета.

К вопросу о прозрачности. Мы знаем, что в Свердловской области накоплены многомиллиардные долги перед ресурсоснабжающими компаниями. Некоторые энергетики полагают, что ситуацию можно исправить, исключив из финансовой цепочки управляющие организации и перейдя на прямые расчеты с населением.

Это интересный вариант и подобные эксперименты уже проводятся в ряде муниципалитетов Свердловской области, где отдельные УК отказываются от сбора средств за потребленные ресурсы. Любая минимизация числа посредников всегда приводит к повышению эффективности. В сложившейся ситуации в течение квартала нужно посмотреть и подождать первых результатов.

Что касается задолженности за поставленные ресурсы ЖКХ. Несмотря на то, что проблема существует в России повсеместно, в Свердловской области долг непропорционально высок по отношению к другим регионам. Мы чуть ли не на втором месте в стране. Здесь очень много зависит от формирования тарифов и деятельности РЭК. Еще один вопрос – проблема выпадающих доходов в муниципальных бюджетах: региональные власти не компенсируют потери, возникшие за счет не всегда обоснованных тарифов.

Работа по выходу из этой непростой ситуации ведется. К примеру, сейчас областное правительство и администрация Екатеринбурга обсуждают возможные варианты решения проблемы.

Кроме того, хотел бы заострить внимание на том, что при общей задолженности по линии ЖКХ в 6 млрд рублей около трети всей суммы можно считать безнадежной. Сюда можно отнести долг обанкротившихся предприятий, отдельных граждан, оказавшихся неплатежеспособными. Это достаточно важная проблема, путей решения которой пока нет. Поэтому данный вопрос носит не столько экономический, сколько политический характер.

Вы в курсе ситуации с Каменском-Уральским, где жители через Роспотребнадзор выиграли дело о том, что горячая вода не соответствует качеству питьевой. После чего теплоснабжающая компания прекратила подачу ресурса потребителям. Как сейчас решается ситуация? Принимаете ли Вы какие-то меры?

Сейчас мы анализируем сложившуюся ситуацию. Уже направили иск в прокуратуру. Здесь усматривается прямое нарушение прав граждан на получение соответствующих коммунальных услуг. Вместе с тем, нужно детально изучить проблему. При необходимости, надзорные органы займут активную позицию.

В Екатеринбурге побывал генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, Ваше ведомство представило какие-то документы?

Да, мы сделали доклад, общий смысл которого сводится к тому, что ситуация в коммунальной сфере региона дошла до отметки критической. Она обусловлена износом сетей ЖКХ и генерирующих мощностей, в первую очередь, котельных. Плюс к этому – огромный долг за потребленные теплоэнергоресурсы. Все это накладывается на закрытость расчетов управляющих компаний. Решения в данной ситуации может быть два. Первое – формирование технологической прозрачности УК, что позволит защитить денежные средства граждан. Второе – в 2013 году в Свердловской области стартует комплексная программа модернизации систем подачи тепла и горячей воды на условиях софинансирования расходов бюджетами муниципальных образований области. Есть также варианты частно-государственного партнерства. Реконструкция изношенных коммунальных сетей позволит снизить потери тепла при его доставке населению и, таким образом, оптимизирует тариф. К сожалению, не все муниципалитеты готовы сегодня входить в эту программу. Поэтому будут приняты дополнительные меры для управления этим процессом.

Что касается политических решений. У нас есть яркий пример – Первоуральск, который постоянно находится в повестке дня, после того, как мэр умудрился испортить отношения с коммунальщиками, поставщиками ресурсов и населением, которое было вынуждено штурмовать городскую администрацию. Схожая ситуация в Артемовском, на Белоярке, в Богдановиче и других муниципалитетах. В чем причины такого положения дел?

Ситуация определяется субъективно-объективными факторами. Первоуральск – четвертый город в регионе, но при этом, он остается моногородом. Градообразующее предприятие снабжает теплом часть населения. В какой-то момент мэр не смог договориться с руководством завода. После этого мы получили яркий политический конфликт. Сейчас мы совместно с полномочным представителем президента в УрФО принимаем меры для стабилизации ситуации. Кроме этого, в городе проведена прокурорская проверка, которая выявила ряд нарушений и в деятельности городской администрации, и в работе УК. Уверен, что до середины 2013 года ситуацию удастся стабилизировать. Людям не будут приходить по 3-5 квитанций, а глава города не будет призывать граждан не оплачивать квитанции определенных управляющих компаний.

На Ваш взгляд, стоит ли принимать какие-то жесткие меры в отношении глав муниципалитетов, чтобы активизировать их работу?

Прокуратура уделяет очень большое внимание этому вопросу. Сотрудники ведомства подают в суды иски о принуждении глав муниципалитетов к исполнению своих полномочий. Нам повезло, что следующей осенью в регионе пройдет ряд муниципальных выборов, что служит для глав дополнительным стимулом к работе. Сегодня правительство Свердловской области предоставляет хорошие инструменты, в том числе финансовые, для реформирования системы ЖКХ в муниципалитетах региона.

Когда же мы видим, что главы грубо нарушают закон, тогда речь идет о прямой ответственности, в том числе и уголовной. Прецедентов пока не было, но они не исключены.

Добавить комментарий

Другие интервью

Смотреть все