Интервью

«Собака лает, караван идет»

Виктор Селиверстов
Источник фото: www.nep08.ru/interview

Виктор Селиверстов

На спокойном и стабильном авторынке Екатеринбурга продолжает развиваться конфликт между бывшими партнерами по бизнесу. Чуть меньше месяца назад владелец ЗАО «Автофранс» Виктор Селиверстов публично обвинил хозяина питерской компании «Автопродикс» Юрия Синкевича в рейдерском захвате автоцентра «Renault» (по данному факту уже возбуждено уголовное дело). В ответ питерец развернул в СМИ атаку на оппонента, назвав его банкротом и сообщив, что свой бизнес екатеринбуржец построил на чужие деньги. В интервью «НЭП» Виктор Селиверстов рассказал о том, как из наемного менеджера Юрий Синкевич стал бизнесменом, как началось их партнерство, из-за чего возник конфликт, и каким образом в нем поучаствовали заместитель Германа Грефа и порученец Сергея Нарышкина.

– Виктор Робертович, расскажите, как вы начали заниматься автобизнесом, почему вашим партнером стал Юрий Синкевич?

– В 1993 году я начал работать с группой товарищей (среди которых были мои знакомые, закончившие УГТУ-УПИ) из Санкт-Петербурга. Они заключили первый в истории контракт с компанией Tyson Foods на ножки Буша и им нужна была сеть реализации по России. Мы стали в Свердловской области такой точкой. Вообще питерцы владели целой группой бизнесов, в том числе им принадлежал филиал «Совтрансавто» на Софийской улице, здание Инкомбанка и первое совместное предприятие, созданное российскими структурами с компанией «Nissan». Господин Синкевич трудился в этом СП наемным директором.

Питерцы неоднократно предлагали мне заняться и другими видами бизнеса, которыми занималась эта группа, и, в частности, автомобильным. Я согласился и в декабре 95 года получил от них первый вагон с «Nissan». Я продавал машины, рассчитывался и так, постепенно, входил в этот бизнес, параллельно занимаясь на Урале продуктами питания, лесом и цветными металлами.

– А когда Синкевич превратился из наемного директора в бизнесмена?

– Через какое-то время питерская группа товарищей, а это бывшие и действующие сотрудники ФСБ, ушла в оборонный бизнес, инвестировав в проект ПВО С-300. В районе 96-98 годов они продали по максимуму все, что имели в Питере, и порядка 30 млн долларов вложили в корпорацию «Алмаз-Антей», в головной марийский машиностроительный завод, в производство систем вооружения.

Автомобильный бизнес у питерцев постепенно выкупил г-н Синкевич, и мы стали получать автомобили «Nissan» уже от него. Так продолжалось долгое время. Бизнес развивался, торговать со стоянки было уже некомфортно. И я предложил Синкевичу создать совместный проект, построить автоцентр. С 1996 года я начал заниматься оформлением земли и в августе 98 года мы зашли в стройку, как раз за две недели до кризиса. Продавая машины, зарабатывая, мы потихоньку строили первый объект на Гурзуфской 63. Очень долго строили… Он обошелся примерно в 1 млн долларов с позициями 50 на 50. Причем если г-н Синкевич просто вложил свою половину денег, то я помимо финансирования, занимался и оформлением земли, и строительством.

– Прибыль вы тоже делили пополам?

– До 2006 года вся прибыль от работы делилась пополам. Свою половину я оставлял здесь и дальше инвестировал ее в объекты на Черкасской 3, Черкасской 5, на Пирогова 4, а половину Синкевича отправлял ему. Мы вели все расчеты, фиксировали полученные автомобили, их VIN, входную стоимость, продажную стоимость, маржу. Все подсчитывалось вместе с финансовым директором ООО «Автопродикс» (компания г-на Синкевича) Татьяной Зеленской. На каждый период подбивался определенный баланс. Тогда в автоцентре были поставлены еще и «Hyundai» и «Renault», по их продажам точно также велся отчет и подбивался баланс. Абсолютно вся прибыль делилась пополам с г-ном Синкевичем. За счет, в том числе, этих средств в 2003-2007 годах г-н Синкевич развернул строительство целой сети автоцентров в Санкт-Петербурге. Я же развивал собственные направления бизнеса по другим брендам (Ford, Renault, Mazda, BMW и т.д.). Я предлагал Синкевичу поучаствовать в проектах, но у него желания не было.

– Тем не менее, вы все же решили совместно реализовать еще один, более масштабный, проект?

– Да. С конца 2006 года мы начали обсуждать проект строительства сети автоцентров на Кольцовской трассе. Я начал заниматься вопросом выделения там земли еще в 2005 году. Были серьезные проблемы по выводу участка из особо охраняемой зоны, по вырубке зеленых насаждений и т.д., но к 2007 году площадка была практически готова и было принято решение о совместном инвестировании в этот проект. Деньги на него направлялись с совместного бизнеса. Кроме того, группой моих компаний в проект было вложено порядка 200 млн рублей, что отражено в балансах.

Первым строился автоцентр, который непосредственно принадлежал Синкевичу – «Инфинити-Екатеринбург». Поскольку земля была оформлена на совместную компанию «Альфа Моторс» и кроме Инфинити планировалось построить еще несколько автоцентров на паритетных началах, деньги на строительство Инфинити шли транзитом через «Альфа Моторс». При недостатке средств и недостаточности переводов, от Синкевича постоянно поступали требования делать все быстрее. Стройкой я занимался лично. Я включился в программу ШОС и только благодаря этому строительство велось быстрыми темпами – без необходимых разрешений, без окончательно оформленных документов. Как только наступил кризис в октябре 2008 года, от г-на Синкевича поступила команда «стоп» – стройку останавливаем, объект замораживаем. Я звоню в Питер, спрашиваю: Юрий Иосифович, а как же подрядчики (порядка 20 организаций), которые часть работ уже сделали, скоро доделают и запросят оплату? «А с этим ты сам как-нибудь разберись», – ответил мне г-н Синкевич… Вот я два года разбирался. С некоторыми мы рассчитались, некоторым до сих пор должны.

– С этого момента, как я понимаю, и начался конфликт?

– После того как стройка на Кольцовской трассе была остановлена, г-н Синкевич сделал мне весьма странное предложение. Он заявил, что брал на этот проект кредиты, должен за них отдавать проценты, и поэтому предлагает поменять замороженный объект, находящийся на начальном этапе строительства, на мой действующий автоцентр «Renault» на Высоцкого, 3. Естественно ему было отказано. В подобных ситуациях обычно есть два варианта: либо продать недострой и фиксировать убытки, либо, как это у нас получилось с проектом BMW на Металлургов, найти финансирование, достроить, ввести в эксплуатацию, и с операционной деятельности начать отбивать понесенные затраты.

Г-на Синкевича ни тот, ни другой варианты не устроили и он придумал третий – поменять неработающий объект на работающий. Что тут можно сказать? Красавец. Тогда и началось непонимание в отношениях.

Но мы оставались партнерами, часто встречались, обсуждали общую ситуацию, ситуация в кризис была достаточно сложной, даже тяжелой.

– И партнер предложил вам подстраховаться?

– У нас было два объекта, не заложенных под банковский кредиты. Это мой автоцентр «Renault» на Высоцкого 3 и совместный автоцентр «Nissan» на Гурзуфской, 63. Г-н Синкевич предложил вывести совместный объект из под удара (на мне много кредитов, поручительств, арестов акций и т.д.) – увести актив в строну, переоформить его на питерскую компанию, которой владеет Синкевич.

– А вы не насторожились?

– Вы знаете, партнер это как жена. То есть либо ты доверяешь человеку, либо с ним надо разводиться. Жить вместе и подозревать нельзя. Конечно, бывали мысли всякие, но после 15 лет совместной работы я все-таки хотел ему верить. Заставлял себя верить…

В общем, автоцентр на Гурзуфской 63 был продан питерской компании Синкевича буквально за три копейки. То есть при стоимости 120-160 млн рублей «Nissan» был продан за 12 млн. После того как сделка была оформлена начались настойчивые просьбы, пожелания, угрозы, истерики – Синкевич хотел сделать то же самое и с моим автоцентром на Высоцкого 3.

Но к тому времени первый ступор от экономического кризиса прошел. К лету 2009 года начались продажи, был выработан антикризисный план и стало понятно, что есть шансы выжить, выплыть из этой ситуации. При этом центр на Высоцкого представлялся мне своего рода локомотивом, который должен был вытащить всю мою группу компаний.

Кроме «Mazda» за 2009 год мы смогли завести сюда и поставить «Ford», «Volkswagen», китайский «Lifan» и четырьмя брендами нарастить продажи, а соответственно финансовые потоки и сервисное обслуживание. И начали потихоньку рассчитываться с кредиторами. То есть за все время кризиса (с осени 2008 года по январь 2011 года) группой компаний было выплачено кредитов порядка 30 млн долларов.

– Автоцентр на Высоцкого строился только на ваши деньги?

– Только на мои. Мне пришлось это доказать в рамках уголовного дела с выписками в руках, с банковским аудитом и т.д. Все материалы находятся в следственной части МВД РФ по УрФО, уголовное дело № 162008.

– Но Синкевич заявлял журналистам, что все без исключения «собственные предприятия» вы финансировали за счет общих денег, и согласно неким неофициальным договоренностям, вы должны были по первому его требованию отдать 50% в своих компаниях.

– Хорошему партнеру, как говорится, всегда рады, но что значит отдать 50%? Если ты хочешь войти в бизнес, получить 30 или 50% – внеси соответствующую сумму. На этот счет у меня не было никаких предубеждений, мной это только приветствовалось. Но Синкевич создавал свой бизнес, а я – свой, при этом у меня не возникало мысли претендовать на компании партнера, находящиеся в Санкт-Петербурге. А Синкевич, имея в руках большой административный ресурс, хочет получить чужое.

Он выдает желаемое за действительное. Повторюсь, есть все подсчеты, переводы. Все сохранено. Поэтому любой представитель г-на Синкевича может приехать и ознакомиться, если г-н Синкевич забыл. Абсолютно такая же система подведения балансов была у него и с другими партнерами. С Александром Калугиным из Кемерово, с Эдуардом Волчеком из Томска, с партнерами из Пскова.

– Этим людям стоит опасаться того, что случилось с вами?

Калугин в Кемерово уже разорился благодаря г-ну Синкевичу. Кончилось тем, что человек лишился бизнеса и еще остался должен порядка 200 тыс долларов.

– Вы говорите, что свой бизнес развивали исключительно на собственные средства и банковские кредиты, но г-н Синкевич утверждает, что у вас имеются перед ним долговые обязательства.

– Действительно, в мою группу компаний были сделаны такие займы. Это произошло в то время когда в автоцентр «Renault» на Высоцкого, 3 был приглашен наемный управляющий из Москвы. Он получил от Синкевича определенные займы на оборотные средства с совершенно кабальными условиями. При возврате процентная ставка по этим займам была от 50 до 100%. Это моя ошибка, я «проморгал». Потом пришлось каждый займ отсуживать, отсуживать все эти излишние начисления. Порядка 45 млн рублей мы уже г-н Синкевичу выплатили. Остался только один не выплаченный «просуженый» займ. Но мы по нему в кассацию обратились, потому что из 16 излишне начисленных нам миллионов удалось убрать только 13. Еще три мы пытаемся убрать.

– В одном из СМИ г-н Синкевич заявил, что в счет погашения просроченной вами задолженности по займам, которые он предоставлял вашим компаниям, было принято решение о продаже ему здания автоцентра «Renault». И вы лично присутствовал в Санкт-Петербурге на обсуждении проекта этого договора и дали согласие, о чем свидетельствует протокол совещания, составленный на основе стенограммы.

– Чушь полная. На встрече в Питере присутствовали четыре человека – Синкевич, Зеленская, мой бывший финансовый директор Ирина Логвиненко и я. Я ни на что не соглашался, ничего не подписывал. При этом Логвиненко вела некие записи под диктовку Зеленской, которые в последствии были объявлены протоколом.

А спустя некоторое время, в феврале 2010 года, произошло нечто – выяснилось, что группа неустановленных лиц из компании Синкевича ООО «Автопродикс», подделав мои подписи на ряде документов (решение по крупности сделки и решение собрания акционеров ЗАО «Автофранс», где я являюсь единственным акционером) и, убедив директора компании в том, что со мной все согласовано, в августе 2009 году сдали пакет в ФРС и получили свидетельство о собственности на автоцентр «Renault ». При этом цена объекта, прописанная в договоре купли-продажи, оказалась в два раза ниже балансовой стоимости. Для того чтобы я ничего не узнал за два года «покупателем» не было перечислено ни копейки. Я подал заявление в правоохранительные органы, и в октябре 2010 года по факту захвата автоцентра было возбуждено уголовное дело.

– Уже известно, кто подделал вашу подпись?

– В материалах уголовного дела указано, что из очной ставки между Логвиненко и бухгалтером одной из моих компаний Эльвирой Семеновой выяснилось, что за меня подписалась Семенова по просьбе Логвиненко. А г-жа Логвиненко, уволившись от нас в ноябре прошлого года, сейчас трудится у г-на Синкевича в компании «Автопродикс».

– А что происходило с вашим совместным автоцентром «Nissan» на Гурзуфской, который был временно «спрятан» в компании Синкевича?

– Конечно, после того как я узнал, что меня лишили автоцентра на Высоцкого, я понял, что актив на Гурзуфской я вряд ли уже увижу. И, действительно, мы не смогли договориться с г-ном Снкевичем о том, что он добровольно вернет здание законным владельцам. В сентябре 2010 года Синкевич захватил «Nissan», сменил охрану. Я позвонил ему и спросил, Юрий Иосифович, что происходит? Человек ответил очень просто – я хочу вступить во владение своим имуществом.

В настоящий момент в рамках банкротства нашего совместного ЗАО «Автосан» управляющий оспорил эту сделку в первой и второй инстанциях арбитражного суда, сейчас готовится иск об изъятии этого объекта из незаконного чужого владения.

– Что касается банкротств, Синкевич распространил информацию о том, что дела ваши настолько плохи, что даже эта процедура не сможет покрыть все ваши долги. Это правда?

– Не все так плохо и было бы еще лучше, если бы г-н Синкевич не пытался усугубить ситуацию. Я брал кредиты в Банке Москвы, Сбербанке и в «Северной Казне», которую купил Альфа-Банк. Последнему мы заплатили больше всех. В Сбербанке у меня было три небольших кредита в Екатеринбурге и один в Нижнем Тагиле на общую сумму 125 млн рублей. Кредиты я брал не только на мои предприятия, но и на совместное ЗАО «Альфа Моторс». Но я не делю эти кредиты на свои и совместные, поскольку везде стоит мое личное поручительство. Соответственно я должен их гасить. Со Сбербанком было заключено мировое соглашение, по которому мои компании платили и проценты и тело кредитов, но Синкевич, по моим сведениям, договорившись с одним из замов Германа Грефа (своим знакомым по Питеру), выкупил наши долги. Из Москвы поступила команда в уральскую дирекцию Сбербанка продать нашему оппоненту по договору цессии наши кредиты. Что и было сделано в первых числах февраля 2011 года. Я до апреля ничего не знал и продолжал по графику вносить платежи в Сбербанк.

До сих пор я не могу получить сверку со Сбербанком на момент цессии и выяснить сколько я им все-таки должен. До сих пор непонятно как наши суммы распределились между телом кредита и процентами по нему. Сейчас пытаемся заставить Сбербанк через суд довести эту информацию до нас.

Вообще политика нашей группы – рассчитаться со всеми кредиторами. Чуть больше миллиарда мы уже зарыли. Нам осталось выплатить еще 600 млн чтобы закрыть нашу кредитную историю, и мы это делаем.

– В попытке воздействовать на вас Юрий Синкевич ограничился только выкупом ваших долгов?

– Нет. В течение года он инициировал в отношении меня возбуждение нескольких уголовных дел по обстоятельствам, высосанным из пальца. Два дела уже закрыты.

Г-ном Синкевичем, по моему мнению, используется очень сильный административный ресурс, в виде главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина, в виде его порученца Александра Кретова, которые вмешиваются в ход арбитражных и уголовных дел. Через бывшего замначальника ГСУ МВД РФ генерал-майора Юрия Алексеева было инициировано несколько уголовных дел, при этом Алексеев заставлял екатеринбургских правоохранителей принимать постановления, противоречащие закону.

Например, мне, как представителю потерпевшей стороны (ЗАО «Автофранс»), было передано как вещдок на ответственное хранение здание на Высоцкого 3 . Но по указанию Алексеева следователь вынес постановление об изъятии у меня этого здания и передаче его противной стороне. То есть он распорядился передать объект от пострадавших к мошенникам. Что и было опротестовано мной в суде.

– В арбитражах вам удается отстоять свои позиции?

По автоцентру «Renault» Семнадцатый арбитражный суд встал на нашу сторону. Но после этого была кассационная инстанция, которая вновь, как нам кажется, под давлением административных органов, отправила дело на первую инстанцию с рекомендациями провести экспертизу почерка.

– Еще одну? Если не ошибаюсь, уже было проведено четыре экспертизы?

– Да, две из них проводил экспертно-криминалистический центр ГУВД Свердловской области, еще две экспертизы – независимые. Мы предлагали судье несколько вариантов госучреждений, где можно провести очередную четвертую экспертизу, но судья остановился на московской коммерческой компании, некоем ООО, состоящем из одного человека. Конечно, меня это несколько насторожило, но я точно знаю, что мои подписи подделаны. Соответственно если заключение московской экспертизы будет ложным, я буду его оспаривать.

– Как вы оцениваете свои перспективы?

– У нас очень сложная ситуация. Тяжелым будет и этот год, и весь следующий, но я намерен сохранить весь свой бизнес, рассчитаться с кредиторами и развиваться дальше. В настоящий момент мы получили две франшизы по АвтоВАЗу и начинаем активно работать в этом направлении. За период с осени 2008 года по конец 2011-го нами запущено и находится в состоянии запуска 13 новых проектов. Мы восстанавливаем финансовые потоки, потерянные в кризис. И тот факт, что мы заплатили больше половины своих долгов вселяет определенный оптимизм. Конечно, если бы не вмешательство «Автопродикса» в этот процесс, нам было бы гораздо легче. Но мы считаем, что наше дело правое.

– Потеря питерского партнера никак не скажется на вашем бизнесе? Синкевич утверждает, что именно его участие в вашем бизнесе являлось для вас основным доводом в переговорах с иностранными производителями…

–У Синкевича мания величия. Во многих представительствах, с которыми мы работали и имеем дилерство, даже не знают о существовании этого господина. Его хорошо знают в «Nissan», в «Infiniti», в «Автофрамосе», поскольку он дилер «Renault». Никаких других дилерств за свою долгую работу в автобизнесе г-н Синкевич не получил. Наоборот, он зачастую просил меня устроить ему встречу с руководством иностранных автокомпаний. Вообще, я много интересного для себя открыл, читая интервью г-н Синкевича, но, как говорится, собака лает, а караван идет.

Добавить комментарий

Другие интервью

Смотреть все